Всем известна ухоженность придорожных территорий в нашей стране и особое внимание к этой теме в весенне-летний период дорожных служб и организаций (выкашивание).
По этой причине необычной выглядела в прошлом году идея сотрудников Центрального ботанического сада Национальной академии наук (НАН) Беларуси создать на нескольких участках придорожных полос автодороги Р28 между г. Мядель и курортным поселком Нарочь флористические композиции на основе естественных луговых и водно-болотных экосистем, которые формируются по “принципу невыкашивания” растений на этих участках. Идею поддержали и также взялись за работу представители Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси и государственного природоохранного учреждения “Национальный парк “Нарочанский”. Идея воплотилась в мероприятие государственной отраслевой научно-технической программы “Разработать концепцию и технологический регламент формирования устойчивых придорожных сообществ высокой эстетической и ботанической ценности на модельных объектах особо охраняемых природных территорий”, попросту – “Придорожные цветы”…
Суть проекта – в обогащении участков (пока их четыре) придорожных полос главной курортной автомобильной дороги региона аборигенными видами флоры для повышения эстетической и ботанической ценности придорожных экосистем, расширении возможностей экологического туризма. Выполненные в 2016 году на предварительном и первом этапах маршрутно-рекогносцировочные и эколого-фитоценологические исследования придорожной растительности вдоль автотрассы Мядель – Нарочь позволили выделить так называемы ключевые участки (КУ) у дд. Минчаки, Никольцы, Черевки и Симоны, – на них заложены для научных наблюдений постоянные пробные площадки, где будут исследованы внешний вид (привлекательность) и продолжительность цветения разных растений, их декоративность до и после цветения, адаптационная способность к условиям произрастания (жизнестойкость) и др.
Работа в проекте рассчитана на три года, предусмотрено создание на территории нашего дендрологического сада естественных генетических резерватов растительных сообществ и питомника для создания возможности дальнейшего озеленения придорожных полос по разработанной за эти годы научно-обоснованной методологии.
Уже радует понимание и заинтересованность данной темой руководства обслуживающей данную автотрассу дорожной организации – ДЭУ-66 РУП “Минскавтодор-Центр” – это предпосылка гарантии успеха проекта…
Добавим также, что при реализации проекта формируются полноценные базы геоданных, размещаемые в геоинформационной системе (ГИС) – это позволяет более действенно анализировать ситуацию, планировать целесообразные решения. Кроме того, использование ГИС со временем предоставит возможности сформировать веб-приложения, доступные в интернете специалистам и любителям природы.